Что такое Модель компетенций и зачем она нужна?
Модель компетенций
Создание и внедрение Модели компетенций для руководителей высшего звена и специалистов. В настоящее время Моделям компетенций отводится важная роль в политике управления персоналом. Модель компетенций используется в качестве прикладных инструментов различных HR-функций – в подборе, оценке, обучении, мотивации и создании кадрового резерва
Компетенции - это сочетание поведенческих подходов к выполнению задач, которые позволяют одним людям лучше отвечать требованиям работы и быть более успешными, а, следовательно, и более эффективными, чем другие.
Существует высокая корреляция между уровнем развития компетенций менеджеров (сотрудников, специалистов) и эффективностью деятельности компании.
В связи с тем, что у каждой организации есть свои особенности, порой имеющие решающие значение для ее успеха и конкурентоспособности на рынке, стандартные модели компетенций неэффективны в использовании. Компетенции сотрудников должны быть согласованы со стратегическими планами компании и адаптированы под существующую в компании корпоративную культуру и под функционал каждой конкретной должности в компании.
Модель компетенций позволяет:
- более эффективно проводить оценку с целью подбора, перемещения и развития сотрудников компании
- принимать качественные менеджерские решения (повышение, принятие в кадровый резерв, изменение мотивации) на основе оценки по компетенциям
- продуктивно вкладывать средства в обучение сотрудников (учить именно тому, что сделает сотрудника более эффективным).
Почему компетенции так важны?
Модель компетенций важна потому, что является своеобразной «дорожной картой», которая показывает как действия конкретных исполнителей приводят к наивысшим стандартам работы. Они дают возможность:
- компаниям устанавливать ожидания от работников
- командам и отдельным работникам корректировать их поведение в соответствии со стратегиями организации
- каждому работнику понимать, как достичь ожидаемого от них уровня.
Как создается модель компетенций:
Для разработки модели компетенций и для воспитания у работников ощущения того, что используемая модель — продукт и собственность самих работников, необходимы вовлечение персонала в разработку модели.
Сам процесс создания модели состоит из следующих этапов:
- Сбор информации:
- Прогностические интервью с ключевыми руководителями верхнего уровня организации. Исследование связи между целями, ценностями и культурой организации, а также моделями поведения сотрудников в организации.
- Интервью с сотрудниками. Из всего списка сотрудников, на должность которых создается модель компетенций, выбираются наиболее успешные. С ними проводятся интервью по нескольким методикам с целью анализа работы и понимания ключевых аспектов поведения, критических для достижения целей на уровне сотрудников.
- Внедрение модели компетенций:
- Анализ информации и создание профиля компетенций.
- Консультации по внедрению и использованию модели (при отборе и оценке персонала, проведении аттестационных встреч и изменении системы мотивации).
Вернуться на страницу Консалтинг